Материал для странички подготовлен
логопедом МАДОУ № 51 «Ёлочка»
Голубевой Галиной Анатольевной
Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребенка.
Современное общество предъявляет к воспитанию подрастающего поколения новые требования: растить будущего гражданина свободным и ответственным, обладающим чувством собственного достоинства, способным с уважением относиться к другим людям, делать собственный выбор, с пониманием воспринимать мнения и предпочтения окружающих. Эти требования непосредственным образом связаны с формированием эмоционально – потребностной сферы ребенка, его взаимоотношениями с другими людьми.
Создание условий, отбор определенных методик и технологий коррекционно – развивающего обучения, получение информации о развитии каждого ребенка, личностно – ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком – все это способствует развитию свободной творческой личности. Без обследования детей, без знаний особенностей развития каждого воспитанника невозможно создать идеальные коррекционно – педагогические и психологически комфортные условия.
В январе – феврале каждого учебного года логопеды детского сада проводят логопедическое обследование каждого ребенка, достигшего 5-ти летнего возраста. Обследование в себя включает:
- Обследование звукопроизношения;
- Обследование состояния речи ребенка;
- Обследование его познавательных способностей.
Реальные способности ребенка могут проявляться достаточно поздно, и то образование, которое он получает, в большей мере способствует их проявлению. Тем важно то коррекционно – педагогическое воздействие, которое поможет ребенку преодолеть такие нарушения, как дефекты речи, дефекты эмоционально – волевой сферы, поведенческой. Планируя индивидуальную коррекционно – речевую работу с ребенком, учителя – логопеды опираются на тот речевой запас, который уже есть у ребенка. Специфика не позволяет считать результаты обследования (даже в том случае, если они достоверны) устойчивыми и определяющими судьбу ребенка.
Любое достижение ребенка дошкольного возраста на каждом этапе его развития является промежуточным и служит лишь основанием для выбора педагогом методов и технологий индивидуальной работы.
С какой целью проводилось обследование?
- Получить информацию об уровне интеллектуального и речевого развития каждого ребенка, выявить особенности его поведения, черты характера, способности, интересы и наклонности.
- Сопоставить данные логопедического обследования и обследования других специалистов (психоневролога, терапевта, лора, окулиста, психолога, воспитателей).
- Создать условия для развития, обучения и коррекции речевых нарушений у детей.
- Обеспечить эмоциональное и полноценное психическое развитие каждого ребенка.
- Способствовать развитию творческой индивидуальности воспитанников, становлению их личностей.
Как будут использоваться результаты логопедического обследования?
- Планирование учебно – воспитательной работы с детьми.
- Отбор программных общеобразовательных и коррекционных задач.
- Использование современных методик и технологий развивающего обучения и коррекции.
- Создание предметно – развивающей среды логопедического кабинета и группы.
- Организация подгрупповой и индивидуальной работы с детьми.
- Комплектование подгрупп.
- Определение временной нагрузки на каждого ребенка.
Но вся работа учителя – логопеда, воспитателей бесполезна если в процесс воспитания и развития ребенка, коррекцию нарушений не включены родители. Родители должны знать о ребенке не только положительную информацию, но и отрицательную. Родители должны знать проблемы ребенка и помогать их разрешить.