Материал для странички подготовлен
воспитателем МАДОУ № 51 «Ёлочка»
Чикиной Валентиной Ивановной
Играть с ребенком, как?
Игра, – одна из форм общения старшего дошкольника в которой он активно переосмысливает накопленный нравственный опыт. В игре ребенок обучается и воспитывается более успешно, чем на специальных занятиях. Некоторые родители, подготавливая ребенка к школе, стараются занять все свободное время чтением, письмом, не оставляя времени на игру. Часто родителям кажется, что игра – это забава, развлечение. Не признавать и не понимать игру – значит не понимать и недооценивать дошкольного детства, не удовлетворять духовных потребностей ребенка.
Игра – основная деятельность дошкольника. Ведущая роль ее заключается в многогранном воспитательном воздействии на ребенка.
В старшем дошкольном возрасте, когда возникает необходимость в целенаправленной подготовке к школе, игра ребенка не должна «сворачиваться» взрослыми. Именно в этом возрасте старший дошкольник овладевает умениями налаживать с партнерами игровые и реальные отношения. У него появляется возможность договариваться, как и во что играть, как распределять роли, строить свои отношения со сверстниками на тех нормах, которые ребенок усвоил от окружающих его взрослых.
В игре, в совместных действиях дети переживают радость успеха и горечь неудач, настоящие чувства, на основе которых рождаются товарищество, дружба, коллективизм, взаимопомощь, сопереживание.
Роль, исполняемая ребенком в игре, побуждает его вести себя так, как ведет себя настоящий персонаж. Взаимодействие с партнером мобилизует весь нравственный опыт ребенка. Чтобы играть вместе, каждому приходится добровольно отказываться от своих желаний, согласовывать свои замыслы, договариваться о совместных действиях. Иначе игра не состоится.
Станет ли игра эффективным средством нравственного воспитания – во многом зависит от родителей, от того, какие игры поощряются, какие покупаются игрушки; какие проводятся в семье праздники, развлечения.
Большое значение имеет игра взрослого с ребенком, его наблюдения за самостоятельными играми ребенка, его играми с другими детьми.
Особенности воспитания ребенка в зависимости от его темперамента.
Если у ребенка преобладают черты сангвинического темперамента.
1) Важно проявлять строгость, требовательность к ребенку, контролировать его действия и поступки.
2) Обращать внимание на мелкие нарушения со стороны ребенка (не убрал игрушки).
3) Необходимо, чтобы начатое дело доводилось до конца и с хорошим качеством – это по силам такому ребенку.
4) Целесообразно, небрежно выполненную работу предложить выполнить заново, главное показать ребенку конечный результат добросовестных действий.
5) Важно формировать у ребенка устойчивые интересы. Не допускать частой смены деятельности.
6) Учить внимательно относится к товарищам, стремиться, чтобы складывались прочные, устойчивые отношения.
Если у ребенка преобладают черты холерического темперамента.
1) С пониманием относиться к проявлению активности ребенка.
2) Говорить с ребенком спокойно, тихим голосом, но требовательно, без уговоров.
3) Целесообразно ограничивать все, что возбуждает нервную систему ребенка: кино, телевидение, чтение – все должно быть в меру. За два часа до сна – только спокойные игры и занятия.
4) Необходимо развивать у ребенка сосредоточенное внимание: настольные игры (но не те, где соревнуются), конструирование, рисование, лепка – все, что требует усидчивости.
5) Воспитывать у ребенка умение управлять собой (игры с командами, с внезапными остановками «замри», где он будет подчиняться).
6) Приучать его к правилам общения: говорить спокойно, не перебивать говорящего. Считаться с желаниями других, просить, а не требовать.
7) Необходимо строго соблюдать режим дня.
Если у ребенка преобладают черты флегматического темперамента.
1) Нельзя применять окрики, угрозы, поторапливания – это оказывает тормозящее влияние на нервную систему ребенка.
2) Не следует отстранять ребенка от той деятельности, которая требует приложения усилий.
3) Следует чаще хвалить его за скорые действия.
4) Необходимо ставить ребенка в условия, когда нужны быстрые действия, полезны игры соревновательного характера.
5) Следует побуждать ребенка к движению (гимнастика, подвижные игры, плавание, бег).
6) Побуждать ребенка к игре, труду, конструированию – активизировать его.
7) Нельзя резко обрывать ребенка. Необходимо предупреждать его за несколько минут о смене вида деятельности.
8) Привлекать ребенка к деятельности в коллективе.
Если у ребенка преобладают черты меланхолического темперамента.
1) Нужно ограничить шум, новые знакомства, количество игрушек, но в тоже время приучать ребенка не бояться небольшого шума, спокойно, без тревоги относиться к новому человеку.
2) Нельзя повышать голос на ребенка, проявлять к нему чрезмерную требовательность, наказывать, подчеркивать его недостатки.
3) Целесообразно беседовать с ребенком, так как он отличается внушаемостью. Говорить нужно мягко, убеждающе, но уверенно, определенно.
4) Ребенку полезно заниматься спортом.
5) Необходимо разнообразить жизнь ребенка.
6) Надо привлекать ребенка к совместному труду со взрослыми.
7) Важно развивать его общительность.
8) Необходимо поддерживать у него положительные качества.