ДОУ отводится особая роль в общей системе непрерывного образования. Оно является первым звеном данной системы. Именно здесь закладываются основы личности, ее свойства, качества и способности, которые во многом будут определять пути дальнейшего становления ребенка как школьника. На этапе дошкольного детства ребенок усваивает социальную позицию «Я в обществе».. Это предполагает формирование у дошкольника готовности к принятию новой «социальной позиции» — положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками, особое положение в обществе. «Внутренняя позиция школьника» представляет собой «сплав познавательной потребности и потребности в общении со взрослым», которая выражается в стремлении ребенка выполнять общественно значимую и оцениваемую деятельность (учебную).
Она формируется благодаря тому, что в детском саду ,с 5-6 лет, начинается подготовка детей к школе, которая включает две основные задачи:
• всестороннее воспитание ребенка (физическое, умственное, нравственное, эстетическое);
• специальную подготовку к усвоению тех предметов, которые он будет изучать в школе.
Проблема заключается в том, что дошкольное образование начинает ориентировать ребенка на более высокие ярусы и уровни, в данном случае – на школу. В связи с этим основной целью непрерывного образования в рамках психологического подхода становится обеспечение плавного и безболезненного перехода ребенка в школу, формирование внутренней позиции школьника с помощью единства требований родителей, воспитателей и учителей.
Основная преемственность содержания дошкольного и начального образования:
1) развитие любознательности как основы познавательной активности;
2) развитие способностей ребенка как залога успешности;
3) формирование творческого воображения как направления интеллектуально – личностного развития;
Основной характеристикой базиса личностной культуры ребенка дошкольного возраста является компетентность. Она включает в себя коммуникативную, социальную, интеллектуальную компетентность и компетентность в плане физического развития.
Коммуникативная компетентность проявляется в свободном выражении ребенком своих желаний, намерений с помощью речевых и неречевых (жестовых, мимических, пантомимических) средств.