Если мы желаем, чтобы наши воспитанники бережно, заботливо, гуманно относились к природе, были нетерпимы к случаям нарушения правил общения с природой, постараемся те знания, которые дети получают на занятиях по ознакомлению с миром природы, подкреплять ежедневно в наблюдениях, опытах, играх, трудовой деятельности.
Экологическое воспитание детей – развивающая область дошкольной педагогики. Человечество и природа неотделимы друг от друга и тесно взаимосвязаны. К. Д. Ушинский утверждал : «Природа есть один из могущественных агентов в воспитании человека, и самое тщательное воспитание без участия этого агента всегда будет отзываться сухостью, односторонностью, неприятной искусственностью».
Живое общение с природой, непосредственный контакт с объектами животного и растительного мира позволяют обогатить дошкольников знаниями о взаимосвязях, существующих в природе, поупражнять в применении правил поведения в лесу, на лугу; воспитывать духовные, нравственные и волевые качества: дружбу и взаимопомощь, взаимное доверие и инициативу, ответственность, внимательность, наблюдательность, настойчивость, выдержку, коллективизм.
В конце 20 века на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты земля.
Объективной предпосылкой является тот факт, что каждый человек не «чувствует» природы, не контактирует с ней. Сейчас особенно резко усилились процессы урбанизации, основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге изменилось их поведение: они стали брать от природы все, что им казалось необходимым, ничего не давая ей взамен.
В условиях урбанизации единственным выходом из создавшегося положения является организация в детском саду соответствующей развивающей среды, в которой находится человек с самого раннего возраста. В той среде ребенок не просто живет, но наблюдает за явлениями и событиями, происходящими в ней, задавать природе вопросы и получать на них ответы.
Как доказано психологами, для детей первых семи лет жизни характерны наглядно-действенное и наглядно- образное мышление. Поэтому мы даем возможность ребенку самостоятельно обнаружить законы природы. Во время наблюдений и экспериментов обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Следствием этого является накопление фонда умственных приемов и операций, относящихся к умственным умениям.